При упоминании о группе EMERSON, LAKE AND PALMER у многих вытягиваются лица. Уж слишком серьезную славу снискало это трио - этакие мрачные люди с консерваторским образованием и помешательством на классической музыке. Так отчего ж этот коллектив популярен и спустя три десятилетия после его создания?

Ну скажите - разве серьезные люди могли задаться целью скрестить рок с классикой на уровне "дым из ушей"? Парни умели веселиться. Вот, к примеру, как-то раз Кит Эмерсон завел длинное органное соло на своем "Hammond", а его коллеги отправились за кулисы отдохнуть. Минут эдак через двадцать, выглянув на сцену, они увидели обычное зрелище: Кит раскачал свой орган и играет вовсю, описывая дуги на пару с любимым инструментом. Все бы ничего, да вот только пора было бы уже и закругляться. Добровольным посланцем был назначен техник коллектива, каковой, зная крутой нрав органиста, заканючил: он, мол, меня уволит. Тогда Палмер показал увесистый кулак и сказал: "Если не пойдешь, тебя уволю я". Пришлось пойти. И вовремя, так как оказалось, что подлый "Hammomd" защемил пряжку эмерсонова ремня, и последние десять минут Кит пытался вырваться на волю, не потеряв при этом лицо. Вот вам и скучные парни!

А по поводу классического образования - гнусный навет, не было такого! Но давайте начнем с самого начала. ELP были одной из первых супергрупп (раньше понятие "супергруппа" подразумевало под собой то, что каждый член коллектива был звездой уже на момент его создания.). Скорее всего, троице следовало бы присвоить номер три - если первыми считать CREAM, а вторыми - BLIND FAITH. У группы всего было 6 платиновых дисков. Это означает, что количество проданных дисков в Англии составило 200 000 экз., а в США - 1 000 000 экз.


1970.
Pictures At An Exhibition.
Первый диск.
TARKUS.

Ну так вот, к 1970 году гитарист, басист и вокалист Грэг Лейк был глобально недоволен жизнью: еще бы - он на пару с Робертом Фриппом сотворил диво дивное под названием KING CRIMSON, а тут вдруг Боб надумал стать лидером и Лейка оттеснить. Грэг выполнил свой долг перед Фриппом и, заручившись поддержкой штатного поэта группы Питера Синфилда, гордо ушел, чтобы создать новый ансамбль. Единомышленника-земляка он встретил в Сан-Франциско, где CRIMSON выступали на пару с квартетом THE NICE, у руля которого стоял Кит Эмерсон. THE NICE прославились тем, что кроме собственных опусов интерпретировали классику и джаз, да так бойко, что Леонард Бернстайн, услышав их обработку своей "America", просто офонарел. Барабанщик Карл Палмер на тот момент прогремел - буквально! - в команде большого эксцентрика Артура Брауна и в составе ATOMIC ROOSTER. Призванный Лейком и Китом, Карл моментально вписался в концепцию нарождающегося коллектива.

Так как Лейк намеревался по кримзоновской привычке петь и басить, встал вопрос о приглашении гитариста. Желающий имелся. Этот кандидат намеревался отбросить свои психоблюзовые дурачества в пользу классики, но, не успев присоединиться к трио, отбросил коньки. Звали покойного Джими Хендрикс. Окончательное решение по поводу превращения ELP в HELP должны были принять после знаменитого фестиваля на острове Уайт, на котором выступили и ELP, и Джими, но...

На острове Уайт троица представила нечто ошеломительное - арт-роковую версию "Картинок с выставки" Мусоргского. Вы можете представить это произведение в исполнении всего трех человек? На фоне умопомрачительной рок-версии "Картинок с выставки" Мусоргского в интерпретации ELP, попытки музицирования остальных фестивальных групп выглядели настолько блекло, что оказались за границей внимания публики. Не удалось преодолеть этот барьер даже Хендриксу: не доиграв до финала, он в раздражении брякнул гитарой о сцену и навсегда ушел от английского зрителя... "Картинки" были поначалу общим знаменателем для музыкантов, любимым всеми тремя. Кроме Мусоргского на концертах игрались "Rondo A La Turk" Дэйва Брубека да опусы CRIMSON и NICE, но помаленьку появились и новые творения. В первый, названный по имени группы, альбом 1970 года вошли и органно-фортепианная сюита Эмерсона "The Three Fates", и акустическая баллада Лейка "Lucky Man", и Take a Rebble (тоже написанная Лейком) кажется сначала простой лирической балладой, а на деле это сюита, в которой есть и лирическая созерцательная мелодия, и "сельская пляска", и виртуозный эпизод в джазовом стиле, и, наконец, впечатляющий финал, так сказать, "с ударами литавр", и пьеса "The Barbarian", в которой были использованы мотивы Белы Бартока. Экзерсисы музыкантов - судя по высокому положению пластинки в хит-параде - оценила не только утонченная публика. На волне успеха и вдохновения троица выдохнула концептуальный альбом "Tarkus" и только затем дала залп из тяжелых орудий: 26 марта 1971 года в Ньюкасле была записана программа "Pictures At An Exhibition" - те самые "Картинки". Публика никак не отпускала трио, так что на бис ELP вдарили кусочком из "Щелкунчика" Чайковского, по ходу дела переименовав "Nutcracker" - "Щелкунчик" - в "Nutrocker" - "Офонаревший рокер". Хотя себя ELP таковыми не считали. Они все выше и выше возносились в собственных глазах. Да и справедливости ради надо отметить, что основания для этого были. Однако критики разделить восторг публики не спешили. На них творчество Эмерсона, то кнутом, то кинжалом истязавшего свой орган, если и производило впечатление, то весьма негативное. Ладно бы еще вместе с инструментом они свои собственные композиции коверкали, а то ведь покусились на великое... "Пуристы с негодованием наблюдали, как ELP кромсают дорогую их сердцу классику" (Джереми Паскаль). "ELP - это пустошь таланта и электричества" (Джон Пил). И это еще не самые резкие высказывания. Но и не самые массовые. Консерваторов от классики возмущало все, даже перевранное название: у классика произведение называлось "Картинки с выставки", у супермузыкантов ELP - "Картинки на выставке". В классическом варианте у произведения был всего один гениальный автор - Мусоргский, в переигранном виде гениев насчитывалось несколько больше, а сам Мусоргский удостоился лишь чести быть соавтором с каждым по очереди участником ELP. "Впрочем, он должен был бы сказать спасибо, что его хоть приняли в компанию, потому что на той же пластинке о "Щелкунчике" сказано: автор Kim Fowley, аранжировка Эмерсона, Лейка и Палмера, а Чайковский, настоящий автор этой оскверненной вещи, даже не упоминается!" (Джереми Паскаль). Они на первых порах сами не поняли, что натворили, считая, что не стоит выпускать запись концерта отдельной пластинкой - ну, в крайнем случае, приложить бесплатный диск к "Tarkus"... Лишь позже пришло осознание всей важности "Pictures" как для рока, так и для классики.


Сила в концертах.
Главная сила наших героев была, конечно не в пластинках, а на концертах. Их ставили с размахом, со смелой режиссурой. По выражению одного из рабочих сцены, ранние концерты "Эмерсон, Лейк и Палмер" напоминали скверно смонтированные фильмы режиссера Феллини. На сцене появлялись то трио волынщиков, то механический бронтозавр, изрыгавший облака мыльной пены, то тысячи белых голубей вылетали в зал, выпущенные невидимой рукою. И, конечно, яростная любовь Кита Эмерсона к своему инструменту, когда ярость преобладала. Он доставал блестящий финский нож и со всего размаха вонзал ее в черные и белые "клавки". Грэга Лейка в Германии ударило током от микрофона. "Двести двадцать вольт ударило мне в голову - вспоминает Грэг - Я сказал, что больше этого не выдержу и попросил, что бы мне принесли резиновый коврик. Они принесли мне его, но он выглядел так ужасно, что я сказал им принести мне нормальный ковер..." Вот так и вышло, что на гастроли возили огромный персидский ковер за 6 тысяч фунтов. Расстилать этот ковер, сворачивать, выбивать и чистить было поручено специально нанятому человеку, ковровому, рабочему по ковру.


Студия Manticore.
Трехлетний перерыв.
Резко возросшая популярность коллектива выразилась и в притоке финансов, которым было найдено достойное применение: Эмерсон, Лейк и Палмер учредили собственную фирму грамзаписи Manticore, названную в честь чудовища - одного из персонажей "Tarkus" - и существующую и по сей день. Выпущенные соответственно в 1972 и 1973 годах "Trilogy" и "Brain Salad Surgery" оказались такими же мелодичными, и, соответственно имели огромный успех. Но переработанная в "Abbadon's Bolero" мелодия Равеля распознавалась с трудом, хотя, с другой стороны, "Hoedown" Аарона Копленда удалась на славу; чуть позже ELP дадут жару еще одной коплендовской зарисовкой - "Fanfare For The Common Man". Публика охотно признавала мастерство коллектива даже в самых трудных произведениях - таких, как Первый фортепианный концерт Альберта Инастеры, - однако особого удовольствия от них не получала, хотя концерты трио всегда проходили с огромным успехом.

Так что логичным шагом выглядел выпуск в 1974-м тройного (!) "живого" альбома с длинным названием "Welcome Back My Friends To The Show That Never Ends, Ladies And Gentlemen - EMERSON, LAKE AND PALMER", который вобрал в себя развернутые версии всего лучшего, что ансамбль сотворил на тот момент. Куда дальше? Некуда. Тупик. И музыканты решили на время разойтись. У Лейка родилась дочь, Кит учился летать (на вертолёте) и нырять с аквалангом, а Палмер с подружкой (ставшей впоследствии женой) отправился на Канарские острова, где учился каратэ. Вернемся к музыке. Лейк явил себя публике на Рождество 1975 года, когда сочиненная им и Синфилдом песня "I Believe In Father Christmas" взлетела на второе место хит-парада. А вышедший чуть позже сингл Эмерсона "Honky Tonk Train Blues", в записи которого принял участие гитарист EAGLES Джо Уолш, удостоился всего лишь 21-й позиции.


Возвращение на сцену.
WORKS
Свежей мыслью был выпуск под вывеской ELP сборника сольных творений членов трио. Выпустили. На дворе стоял 1977-й. Затем вышел "Works, Vol. 2" того же года, в него вошли посетившие хит-парад песни Кита и Грэга. Гастроли были грандиозными, но привели их на грань банкротства. Собственно словом "трио" на этих гастролях их можно было назвать очень условно. Их сопровождал оркестр из 70-ти человек, 63 осветителя и рабочих сцены, два бухгалтера, врач, парикмахер, личный тренер по карате, а также 7 тяжелогрузных дальнобойных полуприцепов и три огромных автобуса для личного состава. В мае 1977 года они отправились на гастроли по Соединенным Штатам с невиданным доселе по масштабу представлением. Все эти тонны железа и километры кабелей нужно было собрать, распутать, подключить, настроить. Сцену начинали готовить как минимум за сутки. Утром самого первого концертного дня, дело было в Луизвилле, кто-то заметил, что на металлической ферме с укрепленными на ней десятками прожекторов, разошелся сварной шов. Вся эта махина могла в любой момент рухнуть. Если б не заметили, так она бы и рухнула, придавила бы знаменитых артистов и гастроли тут же пришлось бы свернуть :-). Человек суеверный мог увидеть в этом знак, знамение свыше, типа "не надо, ребята!". Впереди была долгая одиннадцатимесячная поездка. "Конечно, нам было страшно до смерти," - признается Кит Эмерсон - "да и не одному мне. Уверен, что Грэг и Карл тоже по ночам покрывались холодным потом. Но - мы должны были выполнить свои обязательства перед зрителями. На нашем двойном альбоме Works концерт для фортепиано записан с оркестром. Если люди приходят слушать музыку, знакомую им по пластинке, то они на концерте ожидают услышать примерно то же самое!" Конец цитаты.

Мрачные предзнаменования шли косяком. В Цинцинатти на концертный зал с неба сыпалось что-то черное. Греческая трагедия, да и только. Оказывается, за день до того рядом сгорел бумажный завод и примыкавший к нему вечерний клуб. 160 человек в буквальном смысле улетели на небо и теперь падали вниз хлопьями жирной сажи. В Детройте прямо на глазах музыкантов сгорело пятиэтажное здание. В штате Флорида огромный концерт отменили из за недавних беспорядков учиненных фанами LED ZEPPELIN. В Питсбурге и Кливленде народ не пошел, тоже отменили. Убытки стали подходить к отметке в 2 миллиона. А тут еще профсоюзы, эти защитники интересов рабочего класса. Для своих подопечных они вытребовали условия - не больше трех концертов в неделю, переезд не далее 100 миль в день, компенсация за риск по технике безопасности. Вышеупомянутый сварной шов обошелся нашим героям в 35 тысяч зеленых. Наконец в штате Айова, на кукурузных просторах, старший бухгалтер Марья Иванна, пощелкав костяшками, поставила ультиматум: отпустить оркестр либо готовиться к банкротству. Были разговоры о творчестве на повышенных тонах, но группе пришлось уступить. Оркестр отправили по домам. И сразу проблемы - как залатать дыры в оркестровке? Начались круглосуточные репетиции, из которых наши герои вышли с честью. Исчезновение симфонического оркестра большинство простых американцев просто не заметило. Полтора месяца работы втроем невероятным образом выправили положение. Симфонистов-классиков вернули на заключительное шоу в Монреале 26 августа. Времени прошло много, музыканты свои партии забыли, нужно было все восстанавливать, соединять. Концерт сняли на пленку, записали для диска.
Выпущенный год спустя агонизирующим трио диск "Love Beach" поставил в истории ELP неуверенную точку.

Эмерсон стал писать музыку к кино. Лейк собрал собственный коллектив, гитаристом которого был Гари Мур и сочинил песню на пару с Бобом Диланом. Палмер вошел в состав новой супергруппы - ASIA. В ней ненадолго засветился и Лейк - когда вокалист и басист Джон Уэттон рассорился с менеджментом (подробнее см. Интервью).

В 1985 году YES, арт-роковые коллеги ELP, снова взлетели на вершины популярности с "Owner Of A Lonely Heart". Лейк с Эмерсоном решили попробовать еще раз, однако Палмер особой заинтересованности не выказал. Пришлось Грэгу с Китом решать сложную задачу - искать феноменального барабанщика с фамилией на "П". И надо ж было такому случиться, чтобы как раз в то время из WHITESNAKE уволился ветеран рок-баталий Кози Пауэлл! Диск "Emerson, Lake And Powell" вышел удачным. Высокие места в хит-параде заняла песня Touch & Go и баллада Lay Down Your Guns. Тут распались ASIA, Кози сменил Карл. Но порадоваться поклонники трио не успели: после ссоры с Китом ушел Лейк. Его место занял американец Роберт Берри, и под именем THREE, т.к. права на ELP были у Лейка и Эмерсона, в 1987-м была выпущена чересчур по-коммерчески звучащая программа "The Power Of Three".

Мир в "семье" наступил только в 1991 году. Через год появился альбом "Black Moon"... Все? Нет. Еще пара пластинок и добротные концерты - и все началось сначала. В прошлом году трио официально объявило о своей кончине... НО! Они говорят о воссоединении в 2002 году!..

Грэг Лейк начал сольную карьеру. Кит Эмерсон готовится к совместным гастролям с Риком Уэйкманом, а по ходу дела выступил с красой тяжелого фанка Гленном Хьюзом - запись концерта была издана в 2001-м. Карл Палмер был одним из участников воссоединения ASIA, после провала которого соорудил с Уэттоном коллектив QANGO, исполняющий классику ASIA и ELP. Все трое при деле. Но поклонники все же надеются, что когда-нибудь это дело снова будет одно на троих. Одно на троих...

Главная Страница История Интервью Дискография Стихи Ссылки Фото-Галерея

Текст-Сева Новгородцев
Дмитрий М. Эпштейн
Евгений Павлович
Собрано, объединено и дописано Эккайей Цховребовой

Hosted by uCoz